nikolaperm
Старожил
- Сообщения
- 603
С.В. Трусов
Финно-угры
Часть1
Финно-угры, как известно, условно входят в уральскую языковую семью и делятся на несколько языковых подгрупп. Современные ученые утверждают об автохтонности финно-угорских народов на Урале, в Западной Сибири и на Северо-востоке Европы, связывая с носителями этих языков археологические культуры ямочной и ямочно-гребенчатой керамики. Давайте разбираться.
Действительно народы уральской языковой семьи можно связать с этими культурами, так как, в частности, носители ямочно-гребенчатой керамики являлись носителями гаплогруппы N1c1, типичной для уральской расы, к которой помимо самодийских племён (ненцев, селькупов и т.д.) относятся и финно-угры. Распространение этих культур в Скандинавии и на севере Восточной Европы датируется 4200-2000 годами до нашей эры. Её носители были охотниками и рыболовами. Поэтому, естественно, что, не смотря на значительный ареал, занимаемый этими культурами, популяция племен была не велика. Кроме того, данные племена можно связать только с предками самодийских народов, продвигавшихся по лесной зоне Евразии с востока на запад с древних времён. И постоянно выдавливаемых более сильными соседями на самый север континента. Но основная масса современных финно-угорских народов появились в Европе в результате экспансии их кочевых предков уже на рубеже нашей эры. К вышеперечисленным культурам они не имеют никакого отношения.
До последнего времени считалось, что предки всех финно-угров зародились в Приуралье, цитирую Википедию: «Прародина уральцев, возможно, находилась в северной части Западной Сибири, уральцы обитали там с 5-го по 3-е тысячелетие до н. э., в районе между нижней Обью и Уральскими горами. На этой территории в тот период были благоприятные климатические условия. После распада уральской языковой общности финно-угры переместились на запад и около 3 тысячелетия до н. э. обосновались в бассейне Печоры, Камы и на территориях к западу от Урала. По мнению П. Хайду, прародина финно-угров занимала южную и западную (к западу от Уральских гор) части территории уральской прародины». Сразу могу сказать, что венгерский академик Петер Хайду и его последователи ошибались. К западу от Уральских гор была прародина всех индоевропейских народов, включая германские и славянские. Антропологически, чистые носители гаплогруппы N1C являются явно выраженными монголоидами. Прародиной европеоидов однозначно является Поволжье и Приуралье, так как для такого вывода есть не только предположительные умозаключения, но и чёткие антропологические, археологические и генетические данные. Одно и то же место никак не может быть одновременно прародиной столь различных рас. Не может быть прародиной финно-угров и Нижнее Пообье. Несмотря на то, что в 5-3 тысячелетии до н.э. климат на земле и на самом деле был теплей, чем сейчас, климатические условия данного региона никак не могли способствовать возникновению столь огромной популяции носителей данной гаплогруппы. Тот, кто такое предположил – чисто кабинетный учёный, который даже не может представить себе климатические условия данной местности. Если бы даже у истоков Оби росли пальмы (а такого естественно во времена голоцена на было), в Нижнем Пообье, большая часть которого лежит в Заполярье и Приполярье, климат всё равно был бы значительно более холодным, чем современный среднеевропейский. В климатическом отношении, единственное отличие для данной местности между современным временем и атлантическим периодом голоцена (наиболее тёплым послеледниковым периодом) заключается в том, что минимумы температур там составляли в то время не -60 градусов, а, к примеру, -50.
Вообще, предки всех народов, которые относят к уральской расе, пришли в Европу и Западную Сибирь (в том числе в Приуралье и Нижнее Пообье) из глубин Азии. В древности их прародиной была территории Северного Китая, Монголии и Юга Восточной Сибири, включая окрестности Байкала и Амура. Это вычислили генетики. Предки финно-угров были охотниками и рыбаками. Постепенно ассимилируя и вытесняя охотничьи племена других народов, и, занимая неосвоенные территории, они заселили огромные территории от Енисея до Балтики. Заселение велось в западном направлении. Сначала они проникли из Прибайкалья в бассейн Енисея, затем по Оби дошли до Урала и т.д. Миграция велась очень медленным темпом. Это даже была не миграция, а естественное освоение незаселенных или малозаселенных молодых таежных массивов. Почему молодых? Известно, что, к примеру, возраст западносибирской тайги не превышает 8-10 тысяч лет. Именно тогда территории, на которой они растут сейчас, окончательно освободились от ледникового панциря. Можно предположить, что предки финно-угров стали одними из первых обитателей таежных сибирских массивов. Чего не скажешь о европейских лесах. Дело в том, что миграция финно-угров в западном направлении шла естественным экстенсивным путем, когда от разросшейся семьи охотника отделялась молодая семья, переселявшаяся на новое место. Этот процесс освоения огромных лесных пространств от Байкала до Урала занял, по-видимому, от 1 тысячи до 3 тысяч лет. Поэтому, когда предки финно-угров перешли Уральский хребет, европейские леса уже были давно освоены. Это подтверждают результаты антропологических исследований древнего населения Северо-Восточной Европы. Показательным примером могут служить результаты археологических раскопок на Южном Оленьем острове в Онежском озере. Раскопанные на этом острове могильники ученые относят к позднему мезолиту и датируют 7-6 тысячелетием до нашей эры. Реконструкцией облика найденных в захоронениях скелетов занимался М.М. Герасимов. В результате им было установлено, что антропологический тип большинства захороненных здесь оленнеостровцев был европеоидным. И только у некоторых индивидуумов отмечались монголоидные черты - уплощенность лица и ослабленное выступание носа. По мнению М.М. Герасимова их физический тип сложился в результате смешения древних европейцев кроманьонского типа с монголоидами, проникшими в северо-восточную Европу из Сибири. Другими словами, первые финно-угры достигли районов Прибалтики в 7-6 тысячелетии до нашей эры, но в данном районе они в это время не были доминирующим этносом. Кстати, с результатами исследований и скульптурными реконструкциями оленеостровцев, выполненными великим ученым, можно воочию ознакомиться в Кунсткамере Санкт-Петербурга.
Оставшиеся на месте предки финно-угров на юге своего ареала (на южных окраинах дальневосточной тайги) стали контактировать с появившимися в этих местах кочевниками-индоевропейцами (тюрками, носителями гаплогруппы R1b, ушедшие в Китай, ещё задолго до похода индоарийцев, носителей гаплогруппы R1a, в сторону Индии). Переняв у данных тюрков (тормэнов) методы кочевого скотоводства, племена праугров значительно увеличили свою популяцию. Ставший привычным, уклад жизни на границе лесных и степных пространств, отразился на дальнейшем образе жизни их потомков. В последующем, финно-угорские кочевники всегда выбирали место для своего обитания в лесостепях умеренных широт. Затем финно-угры Забайкалья попали в сферу влияния усилившегося племенного союза гуннов, пришедших на Север Китая в середине 4 тысячелетия до н.э.. Вот что по поводу происхождения угров пишет Гази-Барадж: «А в древности это племя называлось сохот или, по-сербийски, хол, но затем слово это приобрело форму хот или хотраг. А из всех хонских племен только племя утиг или утяк могло соперничать по силе и численности с хотрагцами. А после разгрома хонов чинцами, тюрками и сербийцами, при кане Тигане по прозвищу Хин-Батыр, хоты и утиги разбежались в разные стороны. Хоты поселились на реке Соб или Собол (Субыл), ее правом притоке Байгул и ее левых притоках Сасы-Идель и Тора-су»(315). Кочевники-хоты, убежав на запад, как мы видим, поселились в предтаежных степях юга Западной Сибири: на Тоболе (Соболе); Оби (Байгуле); Сасы-Идели (вероятно, Исети); Туре (Тора-су). Из сведений древнебулгарских летописей, а также информации о гуннах древнекитайских историков можно сделать вывод, что разгром гуннов произошел в 1 веке до нашей эры. Где-то на рубеже эр часть племён гуннского союза, в составе которых были в основном предки угров (хоты), мигрировали из Забайкалья на юг Западной Сибири и на Урал.
О том, что предки финно-угров переселялись из глубин Азии в Европу несколькими крупными миграционными волнами, говорят и археологические данные, и результаты генетических исследований. Генетиками доказано, что два кластера гаплогруппы N1c1, распространённых и в Сибири, и в Северной Европе, имеют различную историю. Кластер N1c1a возник в Южной Сибири около 10 тысяч лет назад и впервые проник в Северную Европу около 8 тысяч лет назад (7-6 тысячелетие до н.э.). Более молодой кластер N1c1b возник около 4 тысяч лет назад в районе Байкала и проник в Европу на рубеже эр (316).
Хоты поселились на юге Западной Сибири и на севере Казахстана. А утиги перешли Урал и заняли пастбища на Средней Волге (на территории современной Самарской области, в южной части Татарстана и в Башкирии). И те, и другие встретились в новых местах поселения с местными племенами. Хоты вытеснили и ассимилировали оставшихся индоевропейских кочевников - сабиров (савроматов-индоарийцев), получив от них одно из своих имен - сербийцы (сюрбийцы), которое и дало название региону - Сибирь. Хоты, смешавшиеся с индоевропейцами, имели еще несколько названий: башкорты, моджары (мадьяры), иштяки, вогулы и т.д. Такое многообразие можно объяснить тем, что жили они отдельными племенами на большой территории, а сведения о них доходили в интерпретации разных народов. Так, «иштяками» (остяками) их называли кыпчаки. А имя «башкорты» (башкиры) по версии некоторых современных исследователей было передано хотам индоевропейцами (очевидно сабирами или масгутами Семиречья). Гази-Барадж, рассказывая о событиях начала 4 века, пишет: «Дугару, кроме этого, удалось получить поддержку башкортов, являвшихся смесью масгутов и урмийцев, и говоривших на урмийском языке. Их кочевья находились к северу от баджанаков и к западу от гор Хон»(317). Можно предположить, исходя из анализа всех данных, что башкорты в это время обитали на равнинных территориях Алтайского края (включая плато Укок) и Северо-Восточного Казахстана. Баджанаки (печенеги) в это время кочевали от Семиречья (Восточный Казахстан) до пустыни Гоби. Горами Хон древние авторы, видимо, называли не только Хинган, но и всю горную цепь от Алтая до Хингана. Отмечу, что в данном отрывке Гази-Барадж называет хотов еще и «урмийцами». Масгутами булгарские авторы часто называли не только индоевропейцев-тормэнов, но и обобщали под этим этнонимом всех индоевропейских кочевников, в том числе и индоарийцев. Поэтому с точность сказать, кто из индоевропейских кочевников упомянут под этим именем, не представляется возможным. Предположу всё же, что в данном случае это были тормэны-массагеты, одним из центров обитания которых, было Семиречье (хотя индоарийцы так же обитали в северной части этого региона). Делаю я этот вывод на основании того, что башкорты поселились затем на территории современной Башкирии, где тормэнская гаплогруппа R1b представлена очень ярко (хотя при таких выводах надо делать поправку на значительную тюркизацию данной местности, начавшуюся, по свидетельству Гази-Бараджа, в 10 веке).
Имя «моджары» хоты получили потому, что и как большинство народов, включенных в гуннский племенной союз, почитали дракона. Дракон традиционно изображался на гуннских и булгарских знаменах. Только на языке угров он назывался не Ельбегеном, как у гуннов, и не Бараджем, как у булгар, а Моджаром.
Очевидно, что термин «барадж», это отзвук того, что булгары изначально были индоевропейским народом. Данное слово до сих пор существует в индоевропейских языках. В русском языке оно звучит как «варан», в латинском - «varanidae».
О расселении утигов на территории Заволжья Гази-Барадж пишет: «А утиги поселились западнее хотов, между Иделью и Агиделью. Здесь они смешались с мурдасами и восприняли от них земледельческие навыки. Свою область и реку, протекавшую по ней, они назвали Хинель - в память о своем прежнем местожительстве. А позднее Хинель превратили в Кинель...»(318). Здесь: Идель - Волга, истоками которой булгары считали то истоки реки Камы, то реки Белой; Агидель - река Белая; Хинель - булгарское название реки Самара и реки Большой Кинель; мурдасы - восточные славяне.
Очевидно, что «хинель» древнебулгарский автор выводит от «хин». Так гунны, угры и булгары называли Китай. На севере от Китая, в районе озера Байкал еще долгое время жили те угорские народы, которые не ушли вместе с хотами и утигами в Западную Сибирь и на Урал. Теперь они нам известны как якуты. Прожив еще почти тысячу лет на границе тайги и леса, они переняли язык доминирующих над ними тюрков. Не выдержав, в конце концов, экспансии тюркских народов (Тюркский каганат и т.д.), предки якутов переселились на север, где обитают до сих пор. Об этом переселении говорит нам не только мифология якутов, но и многие другие данные. Во-первых, якуты прямые родственники угров по крови. Они являются самыми чистыми носителями гаплогруппы N1С. Она зафиксирована у 90% якутов. Кроме того, Гази-Барадж писал про предков угров: «А в древности это племя называлось сохот…»(319). Самоназвание же якутов звучит как, «саха», что дало второе название Якутии - республика Саха. Современные исследователи утверждают, что якуты были скотоводами и жили на юге Восточной Сибири, но, начиная с 8 века нашей эры, они стали переселяться на север. Зафиксировано несколько волн такого переселения. Последняя приходится на 14-15 века. Здесь, на Средней Лене переселенцы распространили скотоводство.
Вернемся к уграм, осевшим на юге Западной Сибири и Урале на рубеже эр. Гази-Барадж пишет: «Вскоре после этого расселения бывший полководец Хин-Батыра Кама-Тархан стал царем утигов и покорил все соседние арские племена и хотов. Свое государство он назвал “Атиль”. Его потомки правили здесь триста лет, а когда к Буляру прибыл со своими хонами Булюмар или Булюмбар, то они передали ему... свое государство... Булюмбар назвал Атиль Бакилем или Буляром и правил здесь тридцать лет»(320). Здесь: ары - племена охотников и рыболовов жившие в лесах, к северу от реки Кама.
Дату возникновения этого государства читатель может подсчитать сам, так как известно, что Булюмар (Баламбер) перешел Волгу в 375 году, чем положил начало эпохи гуннских завоеваний. Как отмечалось выше, в государстве Кама-Тархана жили не только ары, утиги и хоты, но и булгары, нанимавшиеся к «атильским правителям» в качестве воинов, а также мурдасы, древнее восточнославянское земледельческое население, на землях которого собственно и было создано это государство. То, что мурдасы никуда не делись с этой территории, следует из многих последующих упоминаний о них на страницах «Гази-Барадж тарихы». К примеру, вот что автор пишет о событиях, предшествующих передаче власти Булюмару: «Последний утигский правитель Буляра Джокэ-Утиг имел неосторожность сжечь гнездо Бараджа в угоду своей жене - мурдаске, потребовавшей от него возвести на этом месте город»(321).
Интересно, что такое мифологизированное событие о неправильном, с точки зрения религии древних гуннов и угров, поступке правителя, нашло отражение на страницах ПВЛ. Гази-Барадж, записавший предание о судьбе Джокэ-Утига, рассказывает следую
щую легенду: «В огне погибли все дети Бараджа, кроме одного, а сам он улетел на другое место и сказал на прощание Джокэ-Утигу: "Я всегда был покровителем хонов - и останусь им. Но ты за свое злое деяние умрешь от укуса моего последнего сына, а все твои дети будут убиты". Но этот бек не только не испугался, а, наоборот, по новому совету своей жены, занялся поисками хинских сокровищ в могилах своих предков. И вот когда он раскопал одну могилу, то из земли вместо человеческих останков явились кости лошади. Это был предупреждающий знак Тангры, но Джокэ-Утиг не внял этому предупреждению и продолжал копать. Тогда из-под костей выполз Змей, сын Бараджа, и укусил бека, отчего тот немедленно скончался... Его дети стали враждовать между собой, а затем, не желая передавать власть кому-либо одному из них, взяли и отдали царство Булюмару... Когда кан пошел дальше, они увязались за ним и все, кроме Баксу, погибли в боях. Баксу, опасаясь проклятия Бараджа, взял в жены тридцать девушек и заимел от них семьдесят сыновей. Но однажды в земле анчийцев на него напали галиджийцы и убили его вместе со всеми сыновьями...» (322).
Конечно, в этой легенде отразились древние верования восточных кочевых народов в священного летающего змея Ельбегена (Бараджа), но, тем не менее, она могла иметь в своей основе и вполне историческое событие. Но нам интересно то, что данная легенда нашла отражение и в русском предании о Вещем Олеге, донесенном до нас ПВЛ: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер» (323). В такой аналогии нет ничего удивительного, ведь славяне с 4 по 9 век нашей эры жили вместе в одном государстве с булгарским народом, в состав которого входили и волжские утиги. За такое продолжительное время общежития этих народов взаимное культурное обогащение было неизбежным.
Упоминает Гази-Барадж предков финно-угров и тогда, когда рассказывает о бегстве Булюмара из Северо-Западного Китая в Семиречье, населенное масгутами и тюркменами и далее на запад: «В Булюмаре они (тюркмены) увидели угрозу своей независимости, и поэтому стали угрожать ему войной. Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и получили от них название «сэбэрцы» («союзники»). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны, как и тюркмены. Они поклонялись алпу Бараджу, правда, называя его Маджаром»(324). Это событие ориентировочно можно датировать 330 годом нашей эры. Но и от башкортов (хотов, сэбэрцев), обитавщих в степях Западной Сибири, Булюмар был вынужден уйти на Урал, где стал ханом Утигского государства.
Через тридцать лет после этого Булюмар, запрягая мурдасских женщин в телеги, откочевал из Поволжья на запад. На территории утигского государства остались в основном мурдасы, жившие в северных, менее затронутых кочевниками земледельческих районах. Кроме них в Заволжье жили ары, продолжавшие промышлять охотой в лесах, а также хоты, кочевавшие в степях Приуралья и Западной Сибири. Та часть утигов и хотов, что ушла вместе с Булюмаром, постепенно вошла в единый булгарский народ (часть хотов осталась в Паннонии и в дальнейшем участвовала в этногенезе современных венгров). Названия этих племен мы встречаем в перечислении Гази-Бараджем родов, слившихся в единый народ после отступления гуннов из Западной Европы: «Главными родами булгар называют ердим, бакиль или бояндур, сэбэр, агачир, харька, утиг»(325). Не вошедшие в состав булгар роды гуннов и хотов, были разгромлены в 5 веке сабарами и перестали существовать.
Финно-угры
Часть1
Финно-угры, как известно, условно входят в уральскую языковую семью и делятся на несколько языковых подгрупп. Современные ученые утверждают об автохтонности финно-угорских народов на Урале, в Западной Сибири и на Северо-востоке Европы, связывая с носителями этих языков археологические культуры ямочной и ямочно-гребенчатой керамики. Давайте разбираться.
Действительно народы уральской языковой семьи можно связать с этими культурами, так как, в частности, носители ямочно-гребенчатой керамики являлись носителями гаплогруппы N1c1, типичной для уральской расы, к которой помимо самодийских племён (ненцев, селькупов и т.д.) относятся и финно-угры. Распространение этих культур в Скандинавии и на севере Восточной Европы датируется 4200-2000 годами до нашей эры. Её носители были охотниками и рыболовами. Поэтому, естественно, что, не смотря на значительный ареал, занимаемый этими культурами, популяция племен была не велика. Кроме того, данные племена можно связать только с предками самодийских народов, продвигавшихся по лесной зоне Евразии с востока на запад с древних времён. И постоянно выдавливаемых более сильными соседями на самый север континента. Но основная масса современных финно-угорских народов появились в Европе в результате экспансии их кочевых предков уже на рубеже нашей эры. К вышеперечисленным культурам они не имеют никакого отношения.
До последнего времени считалось, что предки всех финно-угров зародились в Приуралье, цитирую Википедию: «Прародина уральцев, возможно, находилась в северной части Западной Сибири, уральцы обитали там с 5-го по 3-е тысячелетие до н. э., в районе между нижней Обью и Уральскими горами. На этой территории в тот период были благоприятные климатические условия. После распада уральской языковой общности финно-угры переместились на запад и около 3 тысячелетия до н. э. обосновались в бассейне Печоры, Камы и на территориях к западу от Урала. По мнению П. Хайду, прародина финно-угров занимала южную и западную (к западу от Уральских гор) части территории уральской прародины». Сразу могу сказать, что венгерский академик Петер Хайду и его последователи ошибались. К западу от Уральских гор была прародина всех индоевропейских народов, включая германские и славянские. Антропологически, чистые носители гаплогруппы N1C являются явно выраженными монголоидами. Прародиной европеоидов однозначно является Поволжье и Приуралье, так как для такого вывода есть не только предположительные умозаключения, но и чёткие антропологические, археологические и генетические данные. Одно и то же место никак не может быть одновременно прародиной столь различных рас. Не может быть прародиной финно-угров и Нижнее Пообье. Несмотря на то, что в 5-3 тысячелетии до н.э. климат на земле и на самом деле был теплей, чем сейчас, климатические условия данного региона никак не могли способствовать возникновению столь огромной популяции носителей данной гаплогруппы. Тот, кто такое предположил – чисто кабинетный учёный, который даже не может представить себе климатические условия данной местности. Если бы даже у истоков Оби росли пальмы (а такого естественно во времена голоцена на было), в Нижнем Пообье, большая часть которого лежит в Заполярье и Приполярье, климат всё равно был бы значительно более холодным, чем современный среднеевропейский. В климатическом отношении, единственное отличие для данной местности между современным временем и атлантическим периодом голоцена (наиболее тёплым послеледниковым периодом) заключается в том, что минимумы температур там составляли в то время не -60 градусов, а, к примеру, -50.
Вообще, предки всех народов, которые относят к уральской расе, пришли в Европу и Западную Сибирь (в том числе в Приуралье и Нижнее Пообье) из глубин Азии. В древности их прародиной была территории Северного Китая, Монголии и Юга Восточной Сибири, включая окрестности Байкала и Амура. Это вычислили генетики. Предки финно-угров были охотниками и рыбаками. Постепенно ассимилируя и вытесняя охотничьи племена других народов, и, занимая неосвоенные территории, они заселили огромные территории от Енисея до Балтики. Заселение велось в западном направлении. Сначала они проникли из Прибайкалья в бассейн Енисея, затем по Оби дошли до Урала и т.д. Миграция велась очень медленным темпом. Это даже была не миграция, а естественное освоение незаселенных или малозаселенных молодых таежных массивов. Почему молодых? Известно, что, к примеру, возраст западносибирской тайги не превышает 8-10 тысяч лет. Именно тогда территории, на которой они растут сейчас, окончательно освободились от ледникового панциря. Можно предположить, что предки финно-угров стали одними из первых обитателей таежных сибирских массивов. Чего не скажешь о европейских лесах. Дело в том, что миграция финно-угров в западном направлении шла естественным экстенсивным путем, когда от разросшейся семьи охотника отделялась молодая семья, переселявшаяся на новое место. Этот процесс освоения огромных лесных пространств от Байкала до Урала занял, по-видимому, от 1 тысячи до 3 тысяч лет. Поэтому, когда предки финно-угров перешли Уральский хребет, европейские леса уже были давно освоены. Это подтверждают результаты антропологических исследований древнего населения Северо-Восточной Европы. Показательным примером могут служить результаты археологических раскопок на Южном Оленьем острове в Онежском озере. Раскопанные на этом острове могильники ученые относят к позднему мезолиту и датируют 7-6 тысячелетием до нашей эры. Реконструкцией облика найденных в захоронениях скелетов занимался М.М. Герасимов. В результате им было установлено, что антропологический тип большинства захороненных здесь оленнеостровцев был европеоидным. И только у некоторых индивидуумов отмечались монголоидные черты - уплощенность лица и ослабленное выступание носа. По мнению М.М. Герасимова их физический тип сложился в результате смешения древних европейцев кроманьонского типа с монголоидами, проникшими в северо-восточную Европу из Сибири. Другими словами, первые финно-угры достигли районов Прибалтики в 7-6 тысячелетии до нашей эры, но в данном районе они в это время не были доминирующим этносом. Кстати, с результатами исследований и скульптурными реконструкциями оленеостровцев, выполненными великим ученым, можно воочию ознакомиться в Кунсткамере Санкт-Петербурга.
Оставшиеся на месте предки финно-угров на юге своего ареала (на южных окраинах дальневосточной тайги) стали контактировать с появившимися в этих местах кочевниками-индоевропейцами (тюрками, носителями гаплогруппы R1b, ушедшие в Китай, ещё задолго до похода индоарийцев, носителей гаплогруппы R1a, в сторону Индии). Переняв у данных тюрков (тормэнов) методы кочевого скотоводства, племена праугров значительно увеличили свою популяцию. Ставший привычным, уклад жизни на границе лесных и степных пространств, отразился на дальнейшем образе жизни их потомков. В последующем, финно-угорские кочевники всегда выбирали место для своего обитания в лесостепях умеренных широт. Затем финно-угры Забайкалья попали в сферу влияния усилившегося племенного союза гуннов, пришедших на Север Китая в середине 4 тысячелетия до н.э.. Вот что по поводу происхождения угров пишет Гази-Барадж: «А в древности это племя называлось сохот или, по-сербийски, хол, но затем слово это приобрело форму хот или хотраг. А из всех хонских племен только племя утиг или утяк могло соперничать по силе и численности с хотрагцами. А после разгрома хонов чинцами, тюрками и сербийцами, при кане Тигане по прозвищу Хин-Батыр, хоты и утиги разбежались в разные стороны. Хоты поселились на реке Соб или Собол (Субыл), ее правом притоке Байгул и ее левых притоках Сасы-Идель и Тора-су»(315). Кочевники-хоты, убежав на запад, как мы видим, поселились в предтаежных степях юга Западной Сибири: на Тоболе (Соболе); Оби (Байгуле); Сасы-Идели (вероятно, Исети); Туре (Тора-су). Из сведений древнебулгарских летописей, а также информации о гуннах древнекитайских историков можно сделать вывод, что разгром гуннов произошел в 1 веке до нашей эры. Где-то на рубеже эр часть племён гуннского союза, в составе которых были в основном предки угров (хоты), мигрировали из Забайкалья на юг Западной Сибири и на Урал.
О том, что предки финно-угров переселялись из глубин Азии в Европу несколькими крупными миграционными волнами, говорят и археологические данные, и результаты генетических исследований. Генетиками доказано, что два кластера гаплогруппы N1c1, распространённых и в Сибири, и в Северной Европе, имеют различную историю. Кластер N1c1a возник в Южной Сибири около 10 тысяч лет назад и впервые проник в Северную Европу около 8 тысяч лет назад (7-6 тысячелетие до н.э.). Более молодой кластер N1c1b возник около 4 тысяч лет назад в районе Байкала и проник в Европу на рубеже эр (316).
Хоты поселились на юге Западной Сибири и на севере Казахстана. А утиги перешли Урал и заняли пастбища на Средней Волге (на территории современной Самарской области, в южной части Татарстана и в Башкирии). И те, и другие встретились в новых местах поселения с местными племенами. Хоты вытеснили и ассимилировали оставшихся индоевропейских кочевников - сабиров (савроматов-индоарийцев), получив от них одно из своих имен - сербийцы (сюрбийцы), которое и дало название региону - Сибирь. Хоты, смешавшиеся с индоевропейцами, имели еще несколько названий: башкорты, моджары (мадьяры), иштяки, вогулы и т.д. Такое многообразие можно объяснить тем, что жили они отдельными племенами на большой территории, а сведения о них доходили в интерпретации разных народов. Так, «иштяками» (остяками) их называли кыпчаки. А имя «башкорты» (башкиры) по версии некоторых современных исследователей было передано хотам индоевропейцами (очевидно сабирами или масгутами Семиречья). Гази-Барадж, рассказывая о событиях начала 4 века, пишет: «Дугару, кроме этого, удалось получить поддержку башкортов, являвшихся смесью масгутов и урмийцев, и говоривших на урмийском языке. Их кочевья находились к северу от баджанаков и к западу от гор Хон»(317). Можно предположить, исходя из анализа всех данных, что башкорты в это время обитали на равнинных территориях Алтайского края (включая плато Укок) и Северо-Восточного Казахстана. Баджанаки (печенеги) в это время кочевали от Семиречья (Восточный Казахстан) до пустыни Гоби. Горами Хон древние авторы, видимо, называли не только Хинган, но и всю горную цепь от Алтая до Хингана. Отмечу, что в данном отрывке Гази-Барадж называет хотов еще и «урмийцами». Масгутами булгарские авторы часто называли не только индоевропейцев-тормэнов, но и обобщали под этим этнонимом всех индоевропейских кочевников, в том числе и индоарийцев. Поэтому с точность сказать, кто из индоевропейских кочевников упомянут под этим именем, не представляется возможным. Предположу всё же, что в данном случае это были тормэны-массагеты, одним из центров обитания которых, было Семиречье (хотя индоарийцы так же обитали в северной части этого региона). Делаю я этот вывод на основании того, что башкорты поселились затем на территории современной Башкирии, где тормэнская гаплогруппа R1b представлена очень ярко (хотя при таких выводах надо делать поправку на значительную тюркизацию данной местности, начавшуюся, по свидетельству Гази-Бараджа, в 10 веке).
Имя «моджары» хоты получили потому, что и как большинство народов, включенных в гуннский племенной союз, почитали дракона. Дракон традиционно изображался на гуннских и булгарских знаменах. Только на языке угров он назывался не Ельбегеном, как у гуннов, и не Бараджем, как у булгар, а Моджаром.
Очевидно, что термин «барадж», это отзвук того, что булгары изначально были индоевропейским народом. Данное слово до сих пор существует в индоевропейских языках. В русском языке оно звучит как «варан», в латинском - «varanidae».
О расселении утигов на территории Заволжья Гази-Барадж пишет: «А утиги поселились западнее хотов, между Иделью и Агиделью. Здесь они смешались с мурдасами и восприняли от них земледельческие навыки. Свою область и реку, протекавшую по ней, они назвали Хинель - в память о своем прежнем местожительстве. А позднее Хинель превратили в Кинель...»(318). Здесь: Идель - Волга, истоками которой булгары считали то истоки реки Камы, то реки Белой; Агидель - река Белая; Хинель - булгарское название реки Самара и реки Большой Кинель; мурдасы - восточные славяне.
Очевидно, что «хинель» древнебулгарский автор выводит от «хин». Так гунны, угры и булгары называли Китай. На севере от Китая, в районе озера Байкал еще долгое время жили те угорские народы, которые не ушли вместе с хотами и утигами в Западную Сибирь и на Урал. Теперь они нам известны как якуты. Прожив еще почти тысячу лет на границе тайги и леса, они переняли язык доминирующих над ними тюрков. Не выдержав, в конце концов, экспансии тюркских народов (Тюркский каганат и т.д.), предки якутов переселились на север, где обитают до сих пор. Об этом переселении говорит нам не только мифология якутов, но и многие другие данные. Во-первых, якуты прямые родственники угров по крови. Они являются самыми чистыми носителями гаплогруппы N1С. Она зафиксирована у 90% якутов. Кроме того, Гази-Барадж писал про предков угров: «А в древности это племя называлось сохот…»(319). Самоназвание же якутов звучит как, «саха», что дало второе название Якутии - республика Саха. Современные исследователи утверждают, что якуты были скотоводами и жили на юге Восточной Сибири, но, начиная с 8 века нашей эры, они стали переселяться на север. Зафиксировано несколько волн такого переселения. Последняя приходится на 14-15 века. Здесь, на Средней Лене переселенцы распространили скотоводство.
Вернемся к уграм, осевшим на юге Западной Сибири и Урале на рубеже эр. Гази-Барадж пишет: «Вскоре после этого расселения бывший полководец Хин-Батыра Кама-Тархан стал царем утигов и покорил все соседние арские племена и хотов. Свое государство он назвал “Атиль”. Его потомки правили здесь триста лет, а когда к Буляру прибыл со своими хонами Булюмар или Булюмбар, то они передали ему... свое государство... Булюмбар назвал Атиль Бакилем или Буляром и правил здесь тридцать лет»(320). Здесь: ары - племена охотников и рыболовов жившие в лесах, к северу от реки Кама.
Дату возникновения этого государства читатель может подсчитать сам, так как известно, что Булюмар (Баламбер) перешел Волгу в 375 году, чем положил начало эпохи гуннских завоеваний. Как отмечалось выше, в государстве Кама-Тархана жили не только ары, утиги и хоты, но и булгары, нанимавшиеся к «атильским правителям» в качестве воинов, а также мурдасы, древнее восточнославянское земледельческое население, на землях которого собственно и было создано это государство. То, что мурдасы никуда не делись с этой территории, следует из многих последующих упоминаний о них на страницах «Гази-Барадж тарихы». К примеру, вот что автор пишет о событиях, предшествующих передаче власти Булюмару: «Последний утигский правитель Буляра Джокэ-Утиг имел неосторожность сжечь гнездо Бараджа в угоду своей жене - мурдаске, потребовавшей от него возвести на этом месте город»(321).
Интересно, что такое мифологизированное событие о неправильном, с точки зрения религии древних гуннов и угров, поступке правителя, нашло отражение на страницах ПВЛ. Гази-Барадж, записавший предание о судьбе Джокэ-Утига, рассказывает следую
щую легенду: «В огне погибли все дети Бараджа, кроме одного, а сам он улетел на другое место и сказал на прощание Джокэ-Утигу: "Я всегда был покровителем хонов - и останусь им. Но ты за свое злое деяние умрешь от укуса моего последнего сына, а все твои дети будут убиты". Но этот бек не только не испугался, а, наоборот, по новому совету своей жены, занялся поисками хинских сокровищ в могилах своих предков. И вот когда он раскопал одну могилу, то из земли вместо человеческих останков явились кости лошади. Это был предупреждающий знак Тангры, но Джокэ-Утиг не внял этому предупреждению и продолжал копать. Тогда из-под костей выполз Змей, сын Бараджа, и укусил бека, отчего тот немедленно скончался... Его дети стали враждовать между собой, а затем, не желая передавать власть кому-либо одному из них, взяли и отдали царство Булюмару... Когда кан пошел дальше, они увязались за ним и все, кроме Баксу, погибли в боях. Баксу, опасаясь проклятия Бараджа, взял в жены тридцать девушек и заимел от них семьдесят сыновей. Но однажды в земле анчийцев на него напали галиджийцы и убили его вместе со всеми сыновьями...» (322).
Конечно, в этой легенде отразились древние верования восточных кочевых народов в священного летающего змея Ельбегена (Бараджа), но, тем не менее, она могла иметь в своей основе и вполне историческое событие. Но нам интересно то, что данная легенда нашла отражение и в русском предании о Вещем Олеге, донесенном до нас ПВЛ: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер» (323). В такой аналогии нет ничего удивительного, ведь славяне с 4 по 9 век нашей эры жили вместе в одном государстве с булгарским народом, в состав которого входили и волжские утиги. За такое продолжительное время общежития этих народов взаимное культурное обогащение было неизбежным.
Упоминает Гази-Барадж предков финно-угров и тогда, когда рассказывает о бегстве Булюмара из Северо-Западного Китая в Семиречье, населенное масгутами и тюркменами и далее на запад: «В Булюмаре они (тюркмены) увидели угрозу своей независимости, и поэтому стали угрожать ему войной. Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и получили от них название «сэбэрцы» («союзники»). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны, как и тюркмены. Они поклонялись алпу Бараджу, правда, называя его Маджаром»(324). Это событие ориентировочно можно датировать 330 годом нашей эры. Но и от башкортов (хотов, сэбэрцев), обитавщих в степях Западной Сибири, Булюмар был вынужден уйти на Урал, где стал ханом Утигского государства.
Через тридцать лет после этого Булюмар, запрягая мурдасских женщин в телеги, откочевал из Поволжья на запад. На территории утигского государства остались в основном мурдасы, жившие в северных, менее затронутых кочевниками земледельческих районах. Кроме них в Заволжье жили ары, продолжавшие промышлять охотой в лесах, а также хоты, кочевавшие в степях Приуралья и Западной Сибири. Та часть утигов и хотов, что ушла вместе с Булюмаром, постепенно вошла в единый булгарский народ (часть хотов осталась в Паннонии и в дальнейшем участвовала в этногенезе современных венгров). Названия этих племен мы встречаем в перечислении Гази-Бараджем родов, слившихся в единый народ после отступления гуннов из Западной Европы: «Главными родами булгар называют ердим, бакиль или бояндур, сэбэр, агачир, харька, утиг»(325). Не вошедшие в состав булгар роды гуннов и хотов, были разгромлены в 5 веке сабарами и перестали существовать.